Закон Республики Беларусь «Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь»

                      

                  Военная доктрина Республики Беларусь (далее — Военная доктрина) представляет собой совокупность официальных основополагающих взглядов и принципов обеспечения военной безопасности государства посредством применения политических и военных мер. Она конкретизирует основные направления военной политики государства на современном этапе, а также определяет его отношение к военным конфликтам и их предотвращению, военному строительству, применению военной силы для защиты жизненно важных интересов государства.
                  Приоритетными задачами Республики Беларусь являются защита государственного суверенитета и политической независимости, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ государства.
                  Положения Военной доктрины базируются на системном анализе военно-политической обстановки и прогнозе ее развития с учетом потребностей и реальных возможностей государства по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь, а также имеющегося опыта военного строительства и организации вооруженной защиты государства.
                  Провозглашая Военную доктрину, носящую сугубо оборонительный характер, Республика Беларусь исходит из того, что ни одно из государств в настоящее время не является для нее потенциальным противником и свою военную безопасность она рассматривает как состояние защищенности национальных интересов в условиях возможной трансформации военной опасности в военные угрозы государству.
                  Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, международные договоры в сфере обеспечения военной безопасности и иные акты законодательства Республики Беларусь.

ГЛАВА 1
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                  Реализация военной политики в Республике Беларусь
                  1. Основными целями военной политики Республики Беларусь являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии национальной безопасности Республики Беларусь от возможных военных угроз.
                  2. Свои взаимоотношения с другими государствами Республика Беларусь строит на основе соблюдения принципов равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние дела, иных принципов международного права, а также норм международного права.
                  Реализуя самостоятельную военную политику в соответствии с национальными интересами, Республика Беларусь:
         соблюдает принцип неприкосновенности Государственной границы Республики Беларусь, не выдвигает никаких территориальных претензий к другим государствам и не признает таких претензий со стороны других государств;
         уважает политическую независимость и государственный суверенитет других стран и признает их право решать вопросы обеспечения национальной безопасности в соответствии со своими интересами без нанесения ущерба безопасности других государств;
         выступает за решение всех межгосударственных противоречий исключительно путем переговоров на взаимоприемлемой основе;
содействует сбалансированному сокращению вооружения на европейском континенте в рамках обязательств, определенных международными соглашениями и договорами;
         исключает одностороннее сокращение вооружения в ущерб военной безопасности государства, допуская его только с учетом своих экономических возможностей и объективной целесообразности для обеспечения необходимого уровня обороноспособности Республики Беларусь.
                  3. Республика Беларусь выступает за создание системы европейской безопасности, содействующей активизации деятельности международных институтов безопасности на глобальном и региональном уровнях, с учетом интересов всех заинтересованных государств на основе принципов доверия и взаимопонимания. Республика Беларусь рассматривает свое участие в Договоре о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (далее — Договор о коллективной безопасности) и создание эффективного механизма обеспечения безопасности в рамках Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года (далее — Договор о создании Союзного государства) как реальные шаги в этом направлении.

                  Военно-политическая обстановка
         4. Военно-политическая обстановка — совокупность факторов и условий, в которых осуществляют взаимоотношения субъекты международного права и их военные организации, конкретная расстановка военно-политических сил, характер их действий и взаимосвязи в реальном масштабе времени.
Военно-политическая обстановка в настоящее время определяется следующими факторами:
         отсутствием эффективных механизмов предотвращения военной угрозы и защиты интересов всех субъектов международных отношений на европейском континенте;
         борьбой экономически развитых государств за рынки сбыта и стремлением отдельных транснациональных корпораций управлять движением сырьевых ресурсов только в собственных интересах;
         стремлением региональных центров обеспечить политическое лидерство в формировании механизмов обеспечения безопасности без учета интересов всех субъектов международных отношений;
         возможностью распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения;
         внедрением новых военных технологий, испытание которых проводится в локальных войнах и иных вооруженных конфликтах;
         обострением информационного противоборства;
усилением этнического и национального экстремизма, активизацией агрессивного сепаратизма.
                  5. Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку оказывают:
                  политико-экономическое блокирование интересов отдельных государств, попытки открытого вмешательства во внутренние дела;
                  военно-силовые акции отдельных государств или военных блоков, проводимые в нарушение общепринятых принципов и норм международного права;
                  использование некоторыми субъектами международных отношений информационных средств и технологий в агрессивных целях без учета интересов всех государств Европы в сфере безопасности.

                  Основные угрозы военной безопасности
                  6. Военная безопасность государства (важнейший компонент национальной безопасности) — способность государства реализовывать всю совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, создания благоприятных условий для организации вооруженной защиты его интересов.
                  Обеспечение военной безопасности Республики Беларусь является приоритетной составляющей политики государства, направленной на предотвращение и нейтрализацию военных угроз в реальных пространственно-временных масштабах.
                  Военная безопасность Республики Беларусь обеспечивается всеми имеющимися в ее распоряжении силами, средствами и ресурсами. Республика Беларусь располагает определенным экономическим и военным потенциалом, а также эффективно функционирующей военной организацией государства для вооруженной защиты от любой военной угрозы, откуда бы она ни исходила.
                  7. Основными внешними угрозами военной безопасности являются:
наличие в некоторых государствах значительных арсеналов ядерного и других видов оружия массового уничтожения;
                  существующие и потенциальные очаги локальных войн и иных вооруженных конфликтов;
                  вмешательство во внутренние дела Республики Беларусь, попытки ущемлять ее интересы в решении проблем международной безопасности;
расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Республики Беларусь и противодействие формированию систем коллективной безопасности с участием Республики Беларусь;
                  создание (наращивание) отдельными государствами (группами государств) военного потенциала с ударно-наступательной направленностью, ведущее к нарушению имеющегося баланса сил;
                  целенаправленное, противоречащее интересам Республики Беларусь и ее союзников информационное (информационно-психологическое) воздействие с использованием современных информационных технологий;
                  дискриминация прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в иностранных государствах;
                  активизация международного терроризма и транснациональной преступности, рост незаконного оборота оружия и боеприпасов, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также нелегальной миграции населения.
                  8. Основными внутренними угрозами военной безопасности являются:
возможное появление и провокационная деятельность экстремистских организаций, направленная на дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране и насильственное свержение конституционного строя;
                  организованная преступность, контрабандная и другая противоправная деятельность в масштабах, угрожающих безопасности государства;
                  незаконное распространение на территории Республики Беларусь оружия, боеприпасов, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые могут быть использованы для осуществления террористических актов и иных противоправных действий.

                  Основные факторы обеспечения военной безопасности
                  9. Республика Беларусь осуждает войну как средство реализации политики и придерживается принципа неприменения первыми Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь (далее — Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования), при разрешении возможных противоречий. Республика Беларусь будет считать своим потенциальным противником то государство, политика которого представляет военную опасность для Республики Беларусь, ведет к вмешательству в ее внутренние дела, посягательству на ее суверенитет и территориальную целостность.
                  Республика Беларусь рассматривает возможность применения военной силы и участие в военном конфликте (войне) исключительно с целью отражения нападения (акта вооруженной агрессии) (далее — нападение) и защиты своей территориальной целостности. При этом Республика Беларусь оставляет за собой право в случае нападения обратиться за помощью, в том числе и военной, к государствам — участникам Договора о коллективной безопасности и другим государствам, с которыми Республика Беларусь заключила договоры о дружбе и взаимопомощи.
                  10. В целях обеспечения военной безопасности Республика Беларусь:
определяет основные направления современного этапа военного строительства и завершения реформирования всех компонентов военной организации государства в новых геостратегических условиях;
                  совершенствует законодательство в области строительства и применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также систему гражданского контроля за их деятельностью;
                  уделяет приоритетное значение формированию единого оборонного пространства с Российской Федерацией, содействует развитию совместной военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства в рамках Договора о создании Союзного государства;
                  принимает активное участие в укреплении системы коллективной безопасности в рамках Договора о коллективной безопасности и повышении эффективности деятельности других международных организаций по обеспечению безопасности в Европе;
                  содействует развитию мер доверия в военной области на принципах открытости военно-политической деятельности между всеми государствами, включая взаимный обмен информацией о реализации Военной доктрины и планах военного строительства.
                  11. Принципами обеспечения военной безопасности являются:
своевременность определения и классификации реальной военной угрозы;
наличие военного потенциала, реализация которого обеспечит гарантированную вооруженную защиту государства; соответствие состояния и уровня готовности военной организации государства потребностям военной безопасности; объективная достаточность сил и средств, необходимых для обеспечения военной безопасности и нейтрализации военных угроз;
                  сочетание централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем за ее деятельностью.
                  12. Военная безопасность государства должна обеспечиваться как в мирное время, так и в условиях обострения военно-политической обстановки. Для этого Республика Беларусь планирует и осуществляет комплекс мер, направленных на укрепление и эффективное функционирование механизма вооруженной защиты государства.
                  Такими мерами являются:
                  в мирное время:
         проведение миролюбивого внешнеполитического курса, выдвижение инициатив, направленных на создание эффективных систем обеспечения международной безопасности на европейском континенте с учетом интересов всех субъектов международных отношений;
         поддержание внутриполитической стабильности, защита суверенитета и территориальной целостности государства; создание и совершенствование системы обороны страны, в том числе и в рамках единого оборонного пространства с Российской Федерацией;
         организация на плановой основе подготовки государства и его экономики к функционированию в условиях военного времени;
обеспечение надежной защиты и охраны Государственной границы Республики Беларусь;
         оперативное оборудование территории, развитие военной инфраструктуры в интересах военной безопасности государства;
         определение оптимальной численности и оснащенности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением и военной техникой в мирное время, создание базы их мобилизационного развертывания с введением военного положения на территории Республики Беларусь;
         совершенствование комплекса мероприятий по обеспечению войсковой мобилизации;
                  проведение единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности, воспитание сознательного отношения граждан к защите государства;
в угрожаемый период и (или) с началом вооруженного конфликта (войны):
         использование возможностей ООН, ОБСЕ и других международных организаций по обеспечению безопасности (предотвращению нападения) и восстановлению мира;
         организация политического (дипломатического), информационного, экономического противоборства;
         своевременное введение на территории Республики Беларусь военного положения, объявление состояния войны;
         проведение стратегического развертывания Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее — Вооруженные Силы) (полного или частичного), в том числе приведение войск (сил) в готовность к выполнению задач по оперативному предназначению;
         обеспечение реализации принятых решений по подготовке и применению Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований для отражения нападения;
         перевод экономики страны и республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций на работу в условиях военного времени, осуществление мероприятий территориальной обороны.

                  Военная организация государства
                  13. Военная политика Республики Беларусь реализуется эффективно функционирующей военной организацией государства, составляющей основу военного потенциала страны.
                  Военная организация государства — совокупность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, государственных, военно-политических органов управления, органов военного управления, иных организаций, основная деятельность которых в мирное время направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности государства (предотвращение военной угрозы), а в случае войны — на обеспечение вооруженной защиты государства, отражение нападения, разгром противника и достижение политических целей в войне. В военную организацию государства, кроме того, входит оборонный сектор экономики Республики Беларусь, осуществляющий научную и (или) производственную деятельность по созданию продукции (работ, услуг) военного назначения.
                  14. Основными направлениями развития военной организации государства являются:
         эффективное функционирование системы государственного и военного управления в различных условиях военно-политической обстановки;
         приведение структуры, численности и состава сил и средств, входящих в военную организацию государства, в соответствие с экономическими возможностями государства и задачами обеспечения военной безопасности;
         совершенствование системы военно-экономического обеспечения функционирования структурных составляющих военной организации государства как в мирное, так и в военное время;
         улучшение качества оперативной и боевой подготовки в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, военного образования, подготовки военных кадров и военнообученного резерва, всех видов обеспечения повседневной и боевой деятельности войск (сил);
         совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих;
         повышение эффективности системы эксплуатации, ремонта и обслуживания вооружения и военной техники при повседневной и боевой деятельности войск (сил);
         развитие и совершенствование системы информационного обеспечения деятельности военной организации государства и военно-научного сопровождения принимаемых решений в сфере обеспечения военной безопасности государства.

ГЛАВА 2
ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


                  Характер современных военных конфликтов
                  1. Современные военные конфликты классифицируются в соответствии с военно-политическими целями, применяемыми средствами вооруженной борьбы и масштабами военных действий следующим образом:
по военно-политическим целям:
         справедливый, то есть не противоречащий Уставу ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, ведущийся в порядке самообороны стороной, подвергшейся нападению;
         несправедливый, то есть противоречащий Уставу ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, подпадающий под определение агрессии и ведущийся стороной, предпринявшей нападение;
                  по применяемым средствам:
         с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения;
         с применением только обычных средств поражения.
                  2. Учитывая особенности развития современной геостратегической обстановки, крупномасштабная война с вовлечением в нее ряда государств и использованием всей территории Европы маловероятна. В то же время не исключается вероятность развязывания региональных и локальных военных конфликтов различных масштабов.
                  Под военным конфликтом понимается любое военное противоборство: войны различного масштаба, приграничные вооруженные конфликты или вооруженные столкновения в пределах территории одного государства, военные акции, демонстрационно-провокационные действия и другие формы применения военной силы.
                  Международный военный конфликт с целью разрешения противоречий между противоборствующими сторонами может возникнуть в форме вооруженной акции и (или) вооруженного столкновения между государствами в отдельном районе (регионе).
                  Внутренний военный конфликт — вооруженное столкновение в пределах одного государства. Он характеризуется опасностью трансформации в локальную или гражданскую войну, сложной социально-политической обстановкой, широким использованием нетрадиционных (партизанских) методов ведения боевых действий, высокой вовлеченностью в него местного населения.
                  Вооруженный конфликт — разновидность военного конфликта, характеризующаяся непосредственным применением средств вооруженной борьбы. Любая война может рассматриваться как вооруженный конфликт, но не всякий конфликт является войной. Вооруженный конфликт менее масштабен, цели, которые преследуются в нем сторонами, достаточно ограничены, в том числе и по применяемым средствам.

                  Применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований
                  3. Вооруженные Силы составляют основу военной организации государства и обеспечивают стратегическую самостоятельность Республики Беларусь, а в рамках союзнических обязательств с Российской Федерацией способствуют поддержанию военного паритета и геостратегической стабильности в регионе.
                  Вооруженные Силы в мирное время состоят из видов Вооруженных Сил, родов войск, специальных войск, военных учебных заведений и организаций Министерства обороны Республики Беларусь.
                  В военное время с целью организации вооруженной защиты государства на основе единого стратегического планирования осуществляется централизованное применение Вооруженных Сил совместно с другими войсками и воинскими формированиями, входящими в военную организацию государства, в соответствии с их функциями, определенными законодательством Республики Беларусь.
                  Применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь при соблюдении установленных международным правом законов и обычаев войны.
                  4. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования могут быть применены в:
         вооруженных конфликтах для демонстрации решимости защитить суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ государства, нейтрализации военной угрозы, блокирования района возможных военных действий (военных провокаций), разгрома группировок противника, осуществивших вооруженное вторжение, и ликвидации незаконных вооруженных формирований, преднамеренно сформированных на территории Республики Беларусь, создания условий для урегулирования военного конфликта;
         локальной войне для локализации очага напряженности и осуществления адекватных действий по предотвращению военной угрозы по мере ее усиления, нанесения противнику максимального ущерба и принуждения агрессора отказаться от планов вооруженного вторжения на территорию государства, создания условий для прекращения войны и урегулирования военного конфликта на условиях, отвечающих интересам Республики Беларусь;
         региональной войне для вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности государства всеми имеющимися силами и средствами, в том числе с использованием боевого потенциала региональной группировки войск (сил) в рамках единого оборонного пространства с Российской Федерацией, отражения нападения и нанесения поражения противнику, принуждения его к прекращению военных действий на выгодных для Республики Беларусь условиях.
                  5. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования должны быть готовы провести комплекс упреждающих и подготовительных мероприятий, адекватных усилению военной угрозы, по повышению своей боеспособности для отражения нападения и обеспечения защиты Государственной границы и территории Республики Беларусь в любых условиях военно-стратегической обстановки, а также вести активные боевые действия при развязывании военного конфликта в условиях применения самых современных средств вооруженной борьбы.
                  6. Заблаговременная подготовка Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к отражению нападения проводится в мирное время, служит основой обороноспособности государства и включает:
         совершенствование боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на основе централизованного программно-целевого планирования;
         развитие форм и способов боевого применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в соответствии с их оперативным предназначением и решаемыми задачами;
         стратегическое планирование применения, организацию взаимодействия и обеспечение высокой боевой готовности в различных условиях военно-политической обстановки;
         оперативную и боевую подготовку органов военного управления и войск (сил), совершенствование в ходе учебно-боевой практики способов их взаимодействия;
         создание системы всестороннего обеспечения войск (сил) при подготовке к ведению боевых действий; оперативное оборудование территории возможных районов боевых действий и операционных направлений; внедрение новых военных технологий на основе военно-научных исследований в области военной теории и наукоемких производств;
         морально-психологическую подготовку личного состава и повышение профессиональной пригодности военных кадров; совершенствование системы подготовки военнообученного резерва и материальной базы мобилизационного развертывания войск (сил).
         Организация заблаговременной подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется централизованно на плановой основе в рамках подготовки военной организации государства и страны в целом к отражению возможного нападения.
                  7. Задачами Вооруженных Сил в мирное время являются:
поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности войск (сил) на уровне, обеспечивающем отражение нападения локального масштаба;
обеспечение информационной безопасности;
         упреждающее вскрытие подготовки нападения на Республику Беларусь;
надежная защита и охрана Государственной границы Республики Беларусь в воздушном пространстве;
         создание многофункциональных оборонительных систем с целью комплексного решения задач обеспечения вооруженной защиты государства;
всесторонняя подготовка к проведению войсковой мобилизации;
готовность к стратегическому развертыванию в рамках перевода страны на условия военного времени;
         полное выполнение программ и планов оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, внедрение в учебно-боевую практику войск новых форм и способов ведения боевых действий, новых военных технологий;
         содержание вооружения и военной техники в состоянии постоянной технической готовности к боевому применению по предназначению;
         совершенствование противовоздушной обороны как единой боевой оборонительной системы Союзного государства;
         поддержание на высоком уровне морально-психологического состояния личного состава и убежденности в правоте выполнения им своего долга перед Республикой Беларусь.
                  8. С целью усиления войск прикрытия Государственной границы Республики Беларусь, обороны важных объектов и коммуникаций, поддержания режима военного положения Вооруженными Силами во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями организуется территориальная оборона. Состав, задачи войск территориальной обороны, порядок их применения и взаимодействия определяются соответствующими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
                  9. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования при необходимости могут привлекаться для оказания помощи населению и защиты его при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
                  10. Непосредственная подготовка Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к отражению нападения осуществляется при резком обострении военно-политической обстановки, когда политико-дипломатическими (невоенными) мерами не удается разрешить конфликтную ситуацию и противоборствующая сторона не отказывается от своих агрессивных планов.
                  Основными мероприятиями непосредственной подготовки к отражению нападения являются:
         информационное противоборство и противодействие силам специальных операций противника;
         предупреждение войск (сил) о готовящемся или оповещение их о начавшемся вооруженном нападении;
         своевременное проведение полномасштабного (частичного) стратегического (оперативного) развертывания войск (сил);
         уточнение планов применения, завершение подготовки первых операций (боевых действий) начального периода войны.
         При внезапном нападении завершение подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований может продолжаться и в ходе ведения военных действий.
                  11. Отражение возможного нападения организуется и осуществляется в соответствии с планом применения Вооруженных Сил, а также на основании директив Главнокомандующего Вооруженными Силами, приказов Министра обороны Республики Беларусь и других нормативных правовых актов Республики Беларусь.
                  12. Для вооруженной защиты Союзного государства при отражении внешней агрессии создается региональная группировка войск (сил), применение которой осуществляется на плановой основе в соответствии с решением Высшего Государственного Совета Союзного государства.
                  13. Задачами Вооруженных Сил в военное время являются:
         вооруженная защита территориальной целостности и неприкосновенности Государственной границы Республики Беларусь; отражение нападения в любых условиях стратегической обстановки как самостоятельно, так и в составе региональной группировки войск (сил) совместно с вооруженными силами союзников;
         нанесение поражения противнику и создание предпосылок для прекращения военных действий (заключения мира) на условиях, не противоречащих интересам Республики Беларусь.
         Вооруженные Силы выполняют свои задачи по организации вооруженной защиты государства совместно с другими войсками и воинскими формированиями, входящими в военную организацию государства.

                  Руководство военной организацией государства, органы военного управления
                  14. Для решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями с учетом пространственно-временных масштабов и степени потенциальной военной угрозы, наличия и состояния базы мобилизационного развертывания, создаются соответствующие органы военного управления и группировки войск (сил).
                  Президент Республики Беларусь — Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.
                  Совет Безопасности Республики Беларусь — высший коллегиальный координационно-политический орган — определяет основные направления военной политики, принципы военного строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, организует на плановой основе взаимодействие между республиканскими органами государственного управления и структурными элементами военной организации государства в интересах обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.
                  Совет Безопасности Республики Беларусь возглавляет Председатель — Президент Республики Беларусь. Рабочим органом Совета Безопасности Республики Беларусь является Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, осуществляющий информационно-аналитическое, правовое, организационно-техническое обеспечение его деятельности под руководством Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь.
                  Совет Министров Республики Беларусь решает вопросы обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований всем необходимым для надежной защиты государства, строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов, руководит республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, органами местного управления по подготовке экономики Республики Беларусь к работе в режиме и условиях военного времени, а также их мобилизационным развертыванием, организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики и ее перевод на работу в условиях военного времени.
                  Органы местного управления в пределах своих полномочий проводят при введении военного положения мероприятия по переводу подведомственных им иных организаций, соответствующих территорий на работу в условиях военного времени, обеспечивают выполнение мобилизационных планов, оказывают содействие военным комиссариатам в мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.
                  Юридические и физические лица Республики Беларусь участвуют в обеспечении военной безопасности государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
                  Министр обороны Республики Беларусь осуществляет непосредственное руководство Вооруженными Силами.
                  Министерство обороны Республики Беларусь осуществляет общее руководство Вооруженными Силами, несет ответственность за их развитие и подготовку к выполнению задач вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь. Министерство обороны Республики Беларусь организует взаимодействие всех органов государственного управления по вопросам обороны, осуществляет материально-техническое и ресурсное обеспечение повседневной и боевой деятельности войск (сил), разрабатывает концептуальные документы и нормативные правовые акты по строительству и развитию Вооруженных Сил, программу вооружений, а также вырабатывает обоснованные предложения по государственному оборонному заказу и финансированию Вооруженных Сил.
                  Генеральный штаб Вооруженных Сил является центральным органом военного управления, реализующим оперативные функции по управлению Вооруженными Силами, обеспечивает их высокую боеспособность, организует взаимодействие и координирует деятельность структурных элементов военной организации государства по выполнению задач в области обороны как в мирное, так и в военное время.
                  С введением военного положения Генеральный штаб Вооруженных Сил выполняет функции исполнительного органа Совета Безопасности Республики Беларусь в системе стратегического управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями под непосредственным руководством Главнокомандующего Вооруженными Силами.
                  Командования видами Вооруженных Сил являются органами оперативного управления подчиненными войсками (силами), разрабатывают и реализуют планы развития и применения видов Вооруженных Сил, организуют мобилизационную и оперативную подготовку, техническое и материальное обеспечение повседневной и боевой деятельности подчиненных войск (сил).
                  Органы военного управления другими войсками и воинскими формированиями, входящими в военную организацию государства, обеспечивают их боеспособность при решении задач организации вооруженной защиты Республики Беларусь, осуществляют оперативное управление ими в мирное и военное время, планирование и организацию мероприятий по совместной с Вооруженными Силами подготовке к обеспечению военной безопасности государства в установленных законодательством пределах ответственности с учетом их функционального предназначения и специфики решаемых задач.
                  Для управления региональной группировкой войск (сил), создаваемой с целью обеспечения коллективной военной безопасности Союзного государства, решением Высшего Государственного Совета Союзного государства на базе Министерства обороны Республики Беларусь (Генерального штаба Вооруженных Сил) в угрожаемый период создается коллегиальный орган военного управления — Объединенное командование региональной группировкой войск (сил).
                  15. Организация обеспечения военной безопасности Республики Беларусь и Союзного государства в угрожаемый период, создание органов военного управления предусматриваются законодательством Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Союзного государства.

ГЛАВА 3
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


                  1. Главная цель экономического обеспечения военной безопасности — всестороннее удовлетворение потребностей военной организации государства в необходимых финансовых и материальных ресурсах на основе экономического потенциала и возможностей военно-экономического (военно-технического) сотрудничества Республики Беларусь с другими государствами.
                  2. Основными принципами экономического обеспечения военной безопасности являются:
адекватность уровня финансового и материального обеспечения военной организации государства реальным потребностям военной безопасности и экономическим возможностям государства;
         централизованное государственное управление военно-экономическими процессами с использованием рыночных механизмов; концентрация финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на решении ключевых задач обеспечения военной безопасности;
         ускоренное развитие приоритетных конкурентоспособных и импортозамещающих технологий и производств, преимущественно двойного назначения, для нужд военной безопасности государства.
                  3. Основными задачами экономического обеспечения военной безопасности являются:
                  разработка и совершенствование законодательства Республики Беларусь, регламентирующего отношения в военно-экономической сфере, четкое распределение и согласование функций республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций при решении задач обеспечения военной безопасности страны;
                 создание системы оценки, планирования и финансирования военных потребностей государства с применением программно-целевых методов на основе параметров макроэкономического прогнозирования социально-экономического развития страны;
              эффективное использование возможностей системы государственного оборонного заказа с учетом рыночных механизмов;
рациональное использование, дальнейшее развитие и государственная поддержка научно-технического и производственного потенциала оборонного сектора экономики в интересах решения задач обеспечения военной безопасности Республики Беларусь, государств — участников Союзного государства, Договора о коллективной безопасности;
         подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период мобилизации;
совершенствование государственной системы мобилизационной подготовки экономики;
         накопление в необходимых объемах и содержание запасов материальных средств в Вооруженных Силах, государственном и мобилизационном резервах;
         сочетание закупок нового серийного вооружения с осуществлением своевременного ремонта, продления гарантийных сроков эксплуатации и модернизации имеющихся образцов;
         эффективное использование возможностей взаимовыгодного военно-экономического (военно-технического) сотрудничества Республики Беларусь с другими государствами, в том числе поставок военной продукции на экспорт.
                 4. Готовность государства к отражению нападения обеспечивается в мирное время путем построения устойчивой системы управления военной организацией государства, создания производственных мощностей, запасов материальных средств и ресурсов, а также заблаговременной подготовки экономики к работе в условиях военного времени в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований и населения Республики Беларусь.
                5. В целях развития существующей военной инфраструктуры государства, своевременного стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения ими боевых действий под руководством Совета Министров Республики Беларусь осуществляется оперативное оборудование территории государства.
                6. Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь в мирное время проводят накопление, эшелонирование, размещение и содержание запасов материальных средств для мобилизационного развертывания и ведения боевых действий войсками (силами).
                Создание и содержание запасов материальных средств организуются Советом Министров Республики Беларусь.
                7. Планирование подготовки военнообученного резерва, его воинский учет и учет транспортных средств, передаваемых Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям при мобилизационном развертывании, осуществляет и контролирует Генеральный штаб Вооруженных Сил в тесном взаимодействии с органами государственного и местного управления.
                8. Подготовка к гражданской обороне осуществляется как в мирное время, так и в угрожаемый период. При этом планируются и проводятся мероприятия по обеспечению безопасности функционирования объектов экономики, транспорта и коммуникаций, по подготовке необходимых сил и средств к проведению аварийно-спасательных и восстановительных работ.
                9. Мобилизационная подготовка экономики согласуется с системой мобилизационного развертывания войск, территориальной и гражданской обороны с целью повышения устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики и своевременного развертывания производства продукции военного и гражданского назначения по планам расчетного года.
                10. Республика Беларусь осуществляет международное военно-техническое сотрудничество исходя из экономической и внешнеполитической целесообразности, задач обеспечения собственной военной безопасности в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорными обязательствами.
* * *
                Объявляя свою Военную доктрину, Республика Беларусь подтверждает принципиальную приверженность поддержанию международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует твердое и последовательное выполнение положений настоящей Военной доктрины.
                Иные нормативные правовые акты в сфере военной политики, военного строительства, реформирования и жизнедеятельности военной организации государства разрабатываются республиканскими органами государственного управления исходя из основных положений Военной доктрины.